Рынок франчайзинга в продуктовом ритейле столкнулся со значительным замедлением темпов роста в первом полугодии 2025 года. Аналитики объяснили эту тенденцию общим снижением потребительского спроса и усиливающейся конкуренцией со стороны агрессивно развивающейся сети «Около» (X5 Group), пишет Forbes.
Согласно исследованию Infoline, за отчетный период пять из десяти ведущих франчайзинговых сетей продемонстрировали снижение выручки в сравнении с аналогичным периодом 2024 года. Еще четыре ритейлера показали положительную динамику, однако их темпы роста существенно сократились.
Наибольшее падение выручки было зафиксировано у уральской сети «Жизньмарт» — на 33,7%, до 4,3 млрд рублей. Компания была вынуждена закрыть более 30 торговых точек.
Среди других сетей, показавших отрицательную динамику:
- «Домашкино»: выручка снизилась на 6,6%, до 11,2 млрд руб.
- «Калина-малина»: выручка упала на 3,7%, до 4,27 млрд руб.
- «Спар» и «Первым делом» (проект «Дикси»): выручка сократилась на 2,5%, до 6,8 и 6,2 млрд руб. соответственно.
Лидером по абсолютному показателю выручки стала сеть «Авокадо» (дистрибутор «Сладкая жизнь»), заработавшая 40,3 млрд руб., что на 16,5% больше, чем годом ранее. Однако и здесь темпы роста замедлились: в первом полугодии 2024 года они были почти на 9 процентных пунктов выше. Кроме того, сеть сократила количество открытий: 107 новых магазинов против 142 годом ранее.
Замедление также затронуло сеть «Фасоль» (Metro), чей прирост выручки сократился почти на 10 п. п. — до 6,5% (30,59 млрд руб.). Более медленными, чем ранее, темпами наращивали выручку «Малинка» (3,8 млрд руб.) и «Корзинка» (1,92 млрд руб.).
В противовес общей тенденции, сеть «Около» (X5 Group) продемонстрировала взрывной рост: ее выручка в первом полугодии 2025 года достигла 22 млрд руб., что в 17,6 раза превышает показатель годичной давности. По оценкам аналитиков, на октябрь в России работало около 3250 магазинов сети. Эксперты отметили, что именно активность «Около» стала одним из ключевых факторов давления на рынок.



